Проблемы контроля обученности иностранному языку.
Усиление внимание к
практическому владению иностранным языком изменило подход к контролю умений и
навыков, полученных учащимися. Главным
объектом контроля обученности становятся
навыки речевой деятельности, а именно -
контроль речевых умений в устной речи, чтении и письме. При этом основной критерий – это правильность
высказывания в устной и письменной форме или получение информации в результате
понимания устного высказывания или прочитанного текста.
Основным объектом
контроля становятся речевые умения учащихся, а владение языковым материалом
представляет собой объект текущего контроля.
В основе контроля
лежат положительные критерии для определения умений в говорении (монологической
и диалогической речи), поэтому можно
отказаться от рассмотрения устной речи как суммы навыков употребления языкового
материала.
При контроле уровня
обученности иностранному языку следует ориентироваться не на абсолютную, а на
относительную правильность речи и связывать оценку не с языковыми ошибками, а с
решением коммуникативной задачи, то есть осуществлением коммуникативного акта
как такового.
При контроле
рецептивных умений понимания иноязычной речи на слух и чтения обращается внимание на глубину понимания.
Умение ясно выражать свои мысли в предложенной коммуникативной ситуации и
относительная правильность использования речевых моделей могут служить
показателями для определения уровня владения иностранным языком.
Совершенствование
форм контроля – одна из самых важных задач современной методики. Основное
внимание в последние годы было уделено разработке вопросов тестирования. Использование тестов при обучении
иностранному языку рассматривали многие зарубежные исследователи. Как известно,
А.Дейвис разработал первую
типологию тестов. Он различает следующие типы тестов – диагностические тесты (diagnostic tests),
тесты владения языком (proficiency tests), тесты достижений (achieverent tests) и тесты склонности к языку (aptitude tests).
Диагностические
тесты показывают пробелы в обучении. На
основании их результатов можно
выработать профилактические меры, как
для отдельных учащихся, так и для групп в целом.
Тесты склонности к
языку используются для определения уровня знаний учащихся в целях
дифференциации обучения.
Тесты достижений
используются для проверки усвоения пройденного материала и помогают выявить
степень обученности учащихся.
Тесты владения
языком могут быть составлены без учета содержания определенного языкового
курса, но при этом имеется в виду то,
что учащийся имеет возможность овладения иностранным языком и вне
аудитории. Подобная ситуация, к примеру,
характерна для тех стран, где английский язык является своего рода Lingva Francka для большинства населения.
В дальнейшем
проблемы тестового контроля рассматривали и другие ведущие специалисты, такие
как: А.Кнапп-Потхофф, Дж.У. Оллер, М.Суейн и другие.
В настоящее время
одной из наиболее перспективных называется модель коммуникативной языковой
компетенции, предложенная Л.Ф.Бахман. Она строится на языковой компетенции, стратегической
компетенции и психофизиологических механизмах.
Языковая компетенция включает в себя грамматическую и тестовую
компетенции – организационная компетенция и социолингвистическую компетенцию – прагматическая. Стратегическая компетенция проявляется при
реализации средств достижения коммуникативной цели. Психофизиологические
механизмы используют каналы – слуховой и зрительный и способы реализации
компетенции – рецептивный и продуктивный.
|